Сделать стартовой | Добавить в избранное |
Административное право
|
Главная->База->Законодательство
Административное право План реферата: I. Понятие административного права 1) Административная функция административного права. 2) Правоохранительная (юрисдикционная) функция административного права. 3) Источники административного права. 4) Административно-правовые отношения. II. Исполнительная власть как доминирующая в административно-правовой действительности 1. Правительство Республики Казахстан (РК). 2. Министерство РК. 3. Государственный комитет. 4. Государственное ведомство. 5. Центральные органы исполнительной власти. I. Понятие административного права. Административное право наряду с государственным, уголовным, гражданским правам относится к четырем наиболее фундаментальным отраслям права. Слово "администрация" на латинском языке означает управление. Поэтому административное право нередко определяют как право управления. Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей мере проявляются его особенности - функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций и методов, возлагаемых Конституцией Республики Казахстан на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом. Административное право как самостоятельная отрасль правовой системы РК призвано регулировать особую группу общественных отношений. Главная особенность этих отношений состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти РК. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Эти общественные отношения связаны с государственно-управленческой деятельностью, а поэтому обобщенно называются управленческими. Административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности прежде всего субъектов исполнительной власти в полном соответствии с их конституционным назначением, а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается проявление служебной роли данной отрасли права, его регулятивная функция. Отсюда, административное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе организации и формирования исполнительной власти. Наряду с этим административное право выполняет еще одну не менее важную функцию - правоохранительную (юрисдикционную), обеспечивающую как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов их в рамках регулируемых управленческих отношений. Административно-правовое регулирование производится здесь с помощью "наблюдения", "надзора", "контроля". Правда в случаях возникновения угрозы правопорядку органы исполнительной власти применяют к виновным лицам соответствующие меры административного принуждения. Так, согласно Указу Президента РК, имеющему силу Закона "Об органах внутренних дел РК" от 21 декабря 1995 г., основные задачи этих органов исполнительной власти состоят в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а также в предупреждении и пресечении преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека, интересы общества и государства. Административное право - поведенческая отрасль права и состоит из организованных воедино юридических норм. Каждая норма содержит правило, модель должного поведения. Административно-правовые нормы определяют поведение различных субъектов - не только граждан и должностных лиц, но и органов управления. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними формами его выражения. Внешние формы выражения административно-правовых норм - это и есть источники административного права. Наиболее важными из них являются: Конституция РК, Закон РК от 10 декабря 1993 г. "Об упорядочении центральных органов исполнительной власти. Административно-правовые нормы устанавливаются государством. Это не просто определенные правила поведения, а нечто, выступающее в качестве властных предписаний. Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления. Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от которых следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается управляющее воздействие на поведение. При этом нужно обратить внимание на важную особенность административно-правовых норм. Они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные, прежде всего, субъектам исполнительной власти. Тем не менее, возникающие под их регулятивным воздействием, правовые отношения не лишаются присущих любому правоотношению таких качеств, как корреспонденция обязанностей и прав их участников, направленность их на обеспечение интересов адресатов властных волеизъявлений. Возникшие под воздействием правовой нормы взаимные права и обязанности субъектов порождают административно-правовые отношения. Под административно-правовыми отношениями понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение. Можно выделить 2 группы административно-правовых отношений: основные (отношения, выражающие основную формулу управляющего воздействия, собственно властеотношения) и неосновные (отношения, складывающиеся за рамками управляющего воздействия, но органически связанные с его осуществлением). По юридическому характеру взаимодействия участников административно-правовых отношений выделяют вертикальные, выражающие суть административно-правового регулирования, и горизонтальные (стороны фактически и юридически равноправные). В горизонтальных, в отличие от вертикальных, которых обычно называют властеотношениями, соответственно отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. По составу участников правоотношения могут быть внутриаппаратными и внеаппаратными. Можно выделить отношения между органами исполнительной власти и гражданами. Отдельную группу составляют отношения между гражданами. Поскольку многие отношения между гражданами регулируются административно-правовыми нормами, то они относятся к административно-правовым отношениям. Исполнительная власть доминирует в административно-правовой действительности, поэтому остановимся на ее рассмотрении особенно. II. Исполнительная власть. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РК. Она приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. Исполнительная власть внешне представлена системой органов государственного управления, к которым относятся: правительство РК, министерство, государственные комитеты и ведомства республики, местные исполнительные органы, администрация госучреждений и предприятий. Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется функционирует везде, где существуют человеческие коллективы. Органы исполнительной власти разрабатывают основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности; организуют управление государственной собственностью; вырабатывают меры по проведению внешней политики и выполняют иные функции, возложенные законодательством республики. Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Они обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. Существенный признак исполнительной власти - наличие в ее ведении огромных ресурсов - правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных - или, иными словами, ее предметный характер. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. Она опирается на обширные территории, контингенты людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует инструменты служебных продвижений и поощрений. Кроме того, в негосударственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, что придает ей особую опасную мощь и нередко порождает у ее носителей чувство безнаказанности и безответственности. Поэтому нормы административного права предусматривают пределы исполнительной власти и определенные юридические гарантии, обеспечение их соблюдения. Так, особенно тщательно регламентировано использование органами исполнительной власти административного принуждения. Правительство РК осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Правительство образуется Президентом республики в составе премьер-министра, заместителей премьер-министра, руководителя аппарата правительства республики, министров, председателей госкомитетов республики. Премьер-министр назначается Президентом РК с согласия парламента. Другие члены правительства также назначаются президентом. Члены правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Лица, входящие в состав правительства не могут занимать иные оплачиваемые должности кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа коммерческой организации. Члены правительства не могут быть депутатами представительного органа. Деятельность правительства охватывает все стороны жизни. Его основные направления деятельности предусмотрены в Конституции. Правительство на основе и во исполнение Конституции РК, законов, актов Президента создает постановление, которые, как и распоряжения премьер-министра, имеют обязательную силу. Постановления правительства могут быть отменены Президентом и правительством. Правительство ответственно перед Президентом, подотчетно парламенту республики. Члены правительства коллегиально ответственны за правительственные решения. Президент вправе принимать решения о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена. Центральные органы исполнительной власти наряду с правительством, в структуру органов исполнительной власти включаются госорганы специальной компетенции. Это - отраслевые или межотраслевые (функциональные) органы. Их структура, по предложению премьер-министра, определяется Президентом РК. Организационно-правовыми формами центральных органов исполнительной власти являются: министерство РК, госкомитет РК; комитет, главное управление, комиссия, агентство и иной орган, не входящий в правительство республики; комитет, департамент, агентство и иной орган при министерстве. Они обобщенно называются ведомством. Такие центральные госорганы как КНБ РК, Государственный следственный комитет РК, Национальное агентство по делам печати массовой информации РК не входят в систему центральных исполнительных органов РК. Они подчинены Президенту. В зависимости от характера функций и полномочий центральные органы исполнительной власти имеют определенные особенности. Министерство РК - центральный исполнительный орган республики, осуществляющий руководство соответствующей отраслью госуправления и межотраслевую координацию. Государственный комитет - центральный исполнительный орган, проводящий в соответствующих отраслях госуправления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях межотраслевую координацию. Министр, председатель государственного комитета по должности, входит в правительство. Центральный исполнительный орган, не входящий в состав правительства, осуществляет по вопросам, входящим в его компетенцию, межотраслевую координацию, также иные специальные исполнительные и разрешительные функции. Ведомство в пределах компетенции министерства, госкомитета республики автономно осуществляет специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию, либо руководство подотраслью (сферой) госуправления. Структура, компетенция, порядок взаимодействия ведомства республики с соответствующим министерством и комитетом определяются правительством. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Основы государства и права РК. Сапаргалиев Г. 2. Право суверенного Казахстана. Ашитов З. О. |