Сделать стартовой Rambler's Top100 Добавить в избранное
Перспективы развития машиностроения
Главная->База->Современный Казахстан

Перспективы развития машиностроения.

Содержание.

Введение. Общая характеристика страны.

1. Промышленность.

2. Машиностроение в РК.

3. Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране.

Заключение.

Список литературы.

Введение. Общая характеристика страны.

Казахстан занимает огромную (2717 тыс.кв.км) территорию: от предгорий Южного Урала до гор Тянь-Шаня, от Каспийского Моря до равнин Западной Сибири.

На востоке Казахстан граничит с Китайской Народной Республикой, на юге - с Киргизией, Узбекистаном и Туркменией, на севере и западе - с Россией. Наибольшая протяженность территории республики с севера на юг - около 2 тыс. км, с запада на восток - около 3 тыс. км.

Природа Казахстана очень контрастна : зеленые оазисы сменяются морем песков ; низменности, лежащие на десятки метров ниже уровня моря, -- горными вершинами высотой до 7 тыс. м. Когда на севере республики еще стоят морозы, на юге уже цветут сады и ведутся посевные работы . Территория с севера широко открыта холодному арктическому воздуху, беспрепятственно проникающему до хребтов Тянь-Шаня . Климат резко континентальный .

Казахстан имеет большие массивы плодороднейших земель ; в общей площади сельскохозяйственных угодий бывшего СССР доля Казахстана составляла 33% ( в том числе пашни - 16%, сенокосы - 15%, пастбища - 54% ).

В Казахстане разведаны и используются месторождения цветных, черных и редких металлов, угля и нефти, нерудного сырья . По запасам свинца, хромитов, серебра, вольфрама, ванадия и баритов Казахстан занимал первое место в СССР, а по запасам меди, фосфоритов, молибдена и асбеста - второе.

Среди стран СНГ Казахстан занимает первое место по производству свинца и желтого фосфора, второе - по выпуску меди и цинка, третье - по добыче угля, железной руды, выработке электроэнергии, производству серной кислоты. Некоторые отрасли легкой и пищевой промышленности: шерстомойная, кожевенная, мясная, крупяная и соляная имели в 80-х годах общесоюзное значение.

Казахстан представляет собой достаточно развитое экономически обширное по территории государство. Казахстан занимает территорию 2718 тыс.кв.км, включающую различные природно-географические зоны. 90% территории имеет равнинный характер и естественную зональность от лесостепной зоны на севере до пустынной на юге.

На территории Казахстана имеются шесть природных заповедников, охраняющих и изучающих несколько типов естественно природных зон страны: степную, сухостепную, полупустынную, пустынную и горную.

Административное деление представлено 17 областями, имеющими различную плотность заселения, степень экономического развития, отраслевую специализацию.

По объемным показателям экономического производства Казахстан в составе СССР занимал третье место после России и Украины.

Промышленное производство Казахстана за 40 послевоенных лет увеличилось в 35 раз. 74% промышленности Казахстана составляют предприятия тяжелой индустрии, в том числе - электроэнергетики, химической, машиностроения.

К 1988 - 1990 гг. Казахстан подошел будучи частью общесоюзного народнохозяйственного комплекса, широко увязанным с другими республиками большими объемами взаимных поставок. Казахстан получал металл с Урала, нефтепродукты из Татарии, Башкирии, Западной Сибири, с Северного Кавказа, лес и лесоматериалы из Западной и Восточной Сибири, машины и оборудование из Центра Европейской Части, Прибалтики, Белоруссии, с Украины и Урала, а также многие товары нар. потребления. В свою очередь Казахстан поставлял в другие районы цветные металлы, железную, хромовую и никелевую руды, минеральные удобрения, зерно, мясо, шерсть, кожи и другое.

Промышленность.

Казахстан имеет многоотраслевую промышленность. В 1985-1988 гг. на душу населения добывалось и производилось железной руды и угля больше, чем в США и Англии; электроэнергии больше, чем в Италии и Франции; серной кислоты больше, чем в ФРГ и Японии. Продукция экспортировалась в 80 стран мира; в другие районы СССР вывозились железная, хромитовая и марганцевая руды, цветные металлы, чугун, прокат, ферросплавы, уголь, нефть, фосфоритная мука, хлопок-волокно, мытая натуральная шерсть, зерно, мясо и другое.

Индустриальный облик Казахстана в конце 80-х гг. определялся мощной энергетикой, цветной и черной металлургией, машиностроением, угольной, нефтяной, химической, легкой и пищевой промышленностью.

На территории Казахстана сформировались и развиваются: Карагандинско-Темиртауский, Каратау-Джамбулский, Мангышлакский, Павлодарско-Экибастузский территориально-производственные комплексы.

Машиностроение.

Машиностроение входит в состав промышленности под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение Казахстана состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 200 подотраслей и производств.

Машиностроение производит средства труда - машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства - для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.).

Машиностроение Казахстана является третьей отраслью промышленности по объему продукции после цветной металлургии и пищевой. К 1990 году отрасль производила свыше 2000 наименований машин и оборудования: тракторное, сельскохозяйственное, тяжелое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, обогатительное и горно-шахтное оборудование, буровые станки, экскаваторы, металлорежущие станки, широкозахватные жатки, культиваторы-плоскорезы, весоизмерительные приборы и др.

В 1970-1990 гг. происходили изменения в размещении отрасли. Если раньше машиностроение располагалось в основном в районе, где добывалось и обрабатывалось горнорудное сырье, то теперь заводы машиностроения и металлообработки представлены почти во всех областях. Крупными центрами машиностроения стали Павлодар, где расположен тракторный завод, Целиноград с заводом "Казахсельмаш" и "Целиноградсельмаш", производящими противоэрозийную технику, Караганда, где на машиностроительном объединении "Каргомаш" выпускается оборудование для угольных шахт.

Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению Казахстана в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция - опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Распад единого машиностроительного комплекса СССР на отдельные республиканские блоки резко обострил проблемы машиностроения Казахстана, так как одновременно распались внешнеэкономические связи в области торговли машинами и оборудованием, которые отлаживались десятилетиями и благодаря чему сложился определенный баланс в насыщении отраслей народного хозяйства Казахстана современной техникой.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась "утяжеленностью", и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства.

Состояние машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

Отличительной особенностью спада 1991-1995 годов была относительная стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий.

Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение, а спрос на продукцию инвестиционного машиностроения в 1993 году снизился по сравнению с 1990 в 3-4 раза.

В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику сейчас предполагается проведение мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий крынку (структурная перестройка производства, расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, проведение ярмарок-выставок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды - лизинга.

В 1995 году наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по другим - увеличение выпуска. Это относится к производству оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности.

Наконец, необходимо дать обобщенное представления о сложной социально-экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она обусловлена тем, что нарастающий в последние 4 года вал неплатежей увеличил долю убыточных предприятий.

Чрезвычайно необходимо уже сейчас принимать меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то в ближайшее время пессимистические настроения и социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально-ориентированной рыночной экономики в Казахстане.

Заключение.

Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью ходя бы минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства.

В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в Казахстане. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (прежде всего оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, инвестиционная привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно.

Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства.

Список литературы.

1. Сизов А. Экономика России и других стран СНГ в начале 90-х гг.//Мировая экономика и международные отношения, 1993, №7.

2. Системные изменения на территории бывшего СССР //Мировая экономика и международные отношения, 1995, №5.

3. Страны и народы: страны Азии, СССР, Казахстан.- М.: Мысль, 1985.

4. Страны-члены СНГ: Стат.ежегодник. -М.,1992.

5. Терещенко С. Казахстан: экономика, реформа, рынок.- М.:1993.

6. Экономика содружества независимых государств: Краткий справ. - М.:АО "Финстатинформ", 1993.

7. "Размещение производительных сил" В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, А.Т. Хрущев, М. 1994 год.

8. "Инновационная деятельность в машиностроении" Г. Хорошилов. "Экономист", №7, 1995, стр.32-40.

Hosted by uCoz