Сделать стартовой | Добавить в избранное |
Органы юстиции
|
Главная->База->История Казахстана НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ Материал подготовила Куляш Сопибекова, Сотрудница ЦГА РК. "Фемида", № 9 1999 год. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ ВПЕРВЫЕ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ БЫЛИ УЧРЕЖДЕНЫ В СОСТАВЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КИРГИЗСКИМ (КАЗАХСКИМ) КРАЕМ. ДО СОЗЫВА УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СЪЕЗДА СОВЕТОВ КИРГИЗСКОЙ (КАЗАХСКОЙ) АССР ВСЯ ВЛАСТЬ - ВЫСШЕЕ ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ - СОСРЕДОТОЧИВАЛАСЬ В ВОЕНРЕВКОМЕ. Отдел юстиции при ревкоме был открыт первого октября 1919 г. Протоколом заседания Коллегии отдела юстиции Кир (Каз) военревкома от 29 декабря 1919 г. было зарегистрировано проведение обсуждения вопроса о центральном управлении по ведомству юстиции Кир (Каз) края и об устройстве судебной части на его территории. В результате обсуждения этих вопросов, а также в связи с указанием военревкома от 18 декабря 1919 г. на его заседании Коллегией отдела юстиции было принято решение о преобразовании отдела юстиции в Комиссариат юстиции с включением в него шести отделов: общего, законодательных предположений, административно-хозяйственного, судебно-следственного, нотариального, карательного. Кроме того, ввиду отдаленности, в городах Омске и Семипалатинске временно учреждались отделения комиссариата юстиции, на правах отделов комиссариата, с пятью подотделами с теми же наименованиями (кроме отдела законодательных предположений). В задачу этих отделений входило: организация судопроизводства судебной части в Акмолинской и Семипалатинской областях, сношение с комиссариатом юстиции. На этом же заседании коллегии была утверждена схема построения народных судов на территории Казахстана. В крупных городах, например в Семипалатинске, Уральске, народные суды разбивались на городе кие участки, а в уездах на каждый уезд или район утверждались один народный суд или одна следственная комиссия, одна коллегия правозаступников и одно место заключения или дом принудительных работ; на каждую же область - не менее одного трибунала и одного совета народных судей. А каждый уезд должен был быть разбит на участки народных судов, число которых предполагалось от 1 до 4 или более в' зависимости от территории и населения, тогда же были утверждены и штаты органов юстиции. Вопросы обсуждались на заседании членами коллегии отдела юстиции Токаревым, Задорожным при участии секретаря отдела юстиции Алексеева. 4 октября 1920 г. собрался Первый учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР. Событие это имело огромное значение, основным вопросом учредительного съезда Советов был вопрос об автономии, о самоопределении казахского народа, нашедший свое отражение еще в 1917 г. в про-, грамме национального правительства. "Алаш-Орда" и партии "Алаш". Декретом ВЦИК ("Известия ВЦИК",! №192, 109) от 1 сентября 1920 г. постановлялось об образовании Киргизской Автономной Социалистической Советской Республики. Для управления Кир (Каз) АССР учреждались народные комиссариаты, и в их числе - комиссариат юстиции Кирвоенревкома. На этом съезде выступил бывший зав. отделом юстиции (ранее состоявший в партии "Алаш" и правительстве "Алаш-Орда") Каралдин с заявлением о сохранении третейских судов. Декрет о Кирревкоме ("Известия ВЦИК", №155 от 17 июля 1919 г., собр. узак., 26 июля 1919 г.), как известно, сохранял существовавшие третейские суды еще с дореволюционных времен, на оставлении которых настаивал Каралдин, с подчинением их советскому суду. Однако же представитель секции юстиции Заромский выразил мнение перед Наркомюстом Кир (Каз) АССР о применимости принципов организации народного суда РСФСР в отношении КАССР. В то же время подчеркнул о задачах по систематизации обычного права, учитывая особенности быта казахского народа. В результате поправки Каралдина были отвергнуты. В защиту народных судов - в поддержку Заромского - выступили Сейфуллин и представитель аула Турежанов. (Декретом народных комиссаров от 20 ноября 1918 г. был учрежден единый народный суд, отменивший все прежние судебные учреждения.) О применении этого единого народного советского суда в отношении КАССР и шла речь в прениях на съезде между Каралдиным и представителем секции юстиции Заромским. 5 апреля 1921 г. был подписан А. Букейхановым, исполнявшим обязанности председателя КЦИК, Декрет о народном суде Киргизской (Казахской) Социалистической Советской Республики. 15 апреля 1921 г. декрет был зарегистрирован в консультационно-кодификационном отделе Наркомюста. Первым наркомом юстиции был избран Губайдулла Алибеков, также бывший член партии "Алаш" и правительства "Алаш-Орда". Кстати сказать, первые циркуляры, подписанные Г. Алибековым - наркомом юстиции КАССР, были: №1 - циркуляр об автономии НКЮ КАССР от НКЮ РСФСР, №2 - циркуляр об упразднении третейских судов (предлагаем к публикации). При народном суде, в целях более точного рассмотрения дела и в интересах тяжущихся, была организована коллегия правозаступников. Коллегия имела целью выступления в судах в качестве защитников и обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Помимо этой непосредственной задачи, коллегия правозаступников представляла собой юридическое бюро, которое оказывало юридическую помощь населению. Организацией коллегии правозаступников и юридического бюро непосредственно занимался в 1920 г. Б. Каратаев - один из видных представителей казахской интеллигенции, будучи зав. отделом юстиции при Кирвоенревкоме. В первые годы установления советской власти наблюдалась острая нехватка специалистов почти во всех сферах народно-хозяйственного строительства, в том числе в сфере управления государственных органов. Привлечение казахской интеллигенции, известной своей деятельностью еще в дореволюционное время, на сторону советской власти имело огромное значение. Так, на первых порах советская власть проводила политику привлечения казахских интеллигентов, в большинстве своем состоявших в партии "Алаш" и правительстве "Алаш-Орда", в советскую работу, органы внутренних дел, юстиции. Так, в первые годы образования органов юстиции работали в них такие известные представители казахской интеллигенции, как Каралдин, Каратаев, В. Танашев (также был членом партии "Алаш" и правительства "Алаш-Орда") в отделе юстиции при Кир (Каз) военревкоме. Каралдин и Каратаев - заведующими отделом юстиции, а В. Танашев - заведующим отделом законодательных предположений, Г. Ибрагимов - в должности юрисконсульта, (документ так же предлагается к публикации). В декабре 1920 г. был утвержден членом коллегии Кыйсыков Иса. В деле привлечения казахской интеллигенции к советскому строительству большое значение имели законодательные акты, изданные в защиту представителей казахской интеллигенции, бывших в рядах партии "Алаш" и правительства "Алаш-Орда". К примеру, в постановлении Наркомнаца, утвержденном ВЦИК, о созыве Всекиргизского съезда в г. Оренбурге (первой столицы КАССР) оговаривалась личная неприкосновенность "всем казахским деятелям, не исключая и группы Букейханова, боровшихся с оружием в руках против советской власти" ("Известия ВЦИК" от 4 апреля 1919 г., №75). Надо сказать, что большинство алашордынцев вошли в органы управления Казахской Автономной Советской Республики. Несмотря на то, что стремления к автономии и независимости казахского народа были осуществлены в известной мере, в некотором смысле советская автономия не совсем отвечала программным требованиям алашордынцев, тем не менее она была встречена с огромной радостью и воодушевлением, что подтверждает письмо одного из видных казахстанских интеллигентов, одного из первых юристов еще дореволюционного времени Жакупа Акпаева (также алашордынца) обращенное к учредительному съезду Советов Острая нужда в специалистах вынудила советские органы к обращению в Кир (Каз) военревком по вопросу привлечения буржуазных специалистов в марте 1920 года. Так, например, заведующий отделом юстиции Б.Каратаев в своем письме от 30 апреля 1920 года Абдулле Темирову, юристу по образованию (А.Темиров также был членом партии "Алаш" и правительства "Алаш-Орда"), предлагает ему занять любой ответственный пост в отделе юстиции (документы предлагаются к публикации), Известен в эти годы также циркуляр Наркомюста КАССР о привлечении к ответственности лиц, причастных к преследованию алашордынцев (документ предлагается к публикации), однако со второй половины 20-х годов документы отмечают истоки будущих репрессий. Органы юстиции принимали участие во всех отраслях советского строительства |