Сделать стартовой Rambler's Top100 Добавить в избранное
Абай Кунанбаев

Главная->База->История Казахстана


Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, просветитель, основоположник письменной критической литературы. Абай стал выразителем прогрессивных идей своего времени. Он немало способствовал приобщению казахского народа к передовой русской революционно-демократической культуре. В творчестве Абая, рождённом народной поэзией, с большой силой отразились думы и устремления людей, их протест против угнетателей, косных и жестоких обычаев старины.

Велик вклад Абая в казахскую поэзию. Глубоко впитав в себя древние традиции народного, акынского и эпического творчества, русской классической поэзии, Абай развивает, обогащает и обновляет казахский поэтический язык.

Абай не только великий поэт. Он вошёл в историю казахской культуры крупным народным композитором, автором многих любимых народом песен. И здесь Абай выступает как новатор. Песни Абая - новое слово в казахской музыке. Они так же, как и его стихи выразили новый строй мыслей и чувств. Песни Абая испытали на себе влияние русской народной песни и городского бытового романса. В то же время они тонко выразили поэтические завоевания Абая. Для песен великого поэта характерно неразрывное единство слова и напева, музыка в них чутко следует за текстом.

Музыкальное творчество Абая оказало мощное воздействие не советскую казахскую музыку (профессиональных композиторов, народное творчество). Песни Абая легли в основу многих произведений для симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, инструментальных ансамблей и др. Величественный облик Абая - в центре казахской оперы А.Жубанова, Л.Хамиди "Абай".

Абай родился в 1845 году в семье богатого феодала, старейшины рода Тобыкты Кунанбая. Первоначальное образование Абай получил у аульного муллы, позже отец отправил его в Семипалатинское духовное училище - медресе. Там Абай не только познакомился с естественными науками, астрономией, математикой, но и глубоко изучил арабо-иранскую литературу и культуру. Одновременно Абай усиленно занимается самообразованием, изучает русский язык. Изучение русского языка открывает дорогу к русской классической поэзии и прозе. По русским переводам Абай узнаёт западноевропейскую литературу и философию.

Отец не даёт Абаю закончить обучение в медресе, он возвращает Абая домой для того, чтобы готовить его к будущей административной деятельности главы рода. Абай в совершенстве постигает традицию ведения словесных споров, айтысов и становится мастером ораторской речи (шешендик соз). Учавствуя в решении родовых споров, Абай показал себя справедливым и беспристрастным судьёй. Он не мог примириться с жестокостью отца и потому порвал с ним. Свою дальнейшую жизнь Абай определяет сам. Он возвращается к изучению русского языка и литературы, знакомится и дружит с русскими ссыльными революционерами Е.Михаэлисом и Леонтьевым.

Окружённый талантливыми людьми-музыкантами, певцами, акынами, Абай становится мудрым советником. Не являясь официальным лицом - бием - он принимает участие в решении сложных и запутанных дел. К нему обращаются для решения спорных вопросов казахи даже отдалённых родов.

Уважение народа к Абаю, популярность его стихов и песен вызывают ненависть к нему со стороны степных воротил. За аулом Абая устанавливается слежка.

Последние двадцать лет жизни великого Абая проходят в напряжённом творческом труде. Им написаны, получившие популярность ещё при жизни поэта, различные поэмы, филосовско-моралистическое произведение "Слова назидания", множество стихов, около 50 песен.

Hosted by uCoz