Сделать стартовой | Добавить в избранное |
Государственное управление в области окружающей среды и использования природных ресурсов
|
Государственное управление в области окружающей среды и использования природных ресурсов. Об окружающей среде написано и пишут очень много, но это даже не замедляет движение человечества к глобальной катастрофе. К сожалению, в этом марше человечества к своей гибели есть и "вклад" Казахстана (Семипалатинск, Арал, Кошкар-Ата). К середине 20 века быстрое развитие промышленности, рост городов и другие факторы (совершенствование смертоносного оружия) резко усилили вредное воздействие на природу. Для предотвращения надвигающейся беды возникают международные организации и проекты (МСОП, "человек и биосфера", "Всемирная стратегия охраны природы" и др.). Казахстан поддерживает эти и другие международные проекты прежде всего серьёзным вкладом своих самых талантливых и разумеется Самых низкооплачиваемых учёных, работающих без серьёзной помощи государства. Наблюдается своеобразная экологизация науки, т.е. экология стала основой рационального природопользования и охрана живых организмов, вызвала к жизни ряд правовых норм, оказывает влияние на развитие философии, социологии, экономики и т.д. и т. п. Казахстан имела и продолжает иметь одну из ресурсоёмких экономик и огромное количество экологически "грязных" предприятий. 15июля 1997 года был принят закон Казахстана "Об охране окружающей природной среды". Он содержит 19 глав по регулированию различных направлений, связанных с охраной окружающей природной среды, как неотъемлемого условия экономического и социального развития. Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды. Определяются принципы охраны природной среды: обязательность соблюдения экологических стандартов; гарантирование экологически безопасной среды; экологизацию материального производства; гласность и научность; ответственность за нарушения. В принятой 30 августа 1995г. Конституции РК записано: "Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам" (ст.38 Конституция РК). Конечно нельзя сказать, что законодательство Казахстана базируется на положениях Конституции страны, но я думаю, что это со временем изменится. Статья 5 Закона РК об охране окружающей среды гласит: "Каждый гражданин и лица без гражданства, а также иностранцы, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и мерах по ее улучшению, возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды.". Непосредственно государственное управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК (Ст.8 Закона РК об охране окружающей среды), которое является главным звеном системы органов центральной исполнительной власти. Министр входит в состав Кабинета Министров Казахстана. Министерство имеет свой орган управления в областях. В его непосредственном распоряжении находятся кроме управлений в регионах санитарно-эпидемиологические станции, принадлежащие Министерству здравоохранения, отделы и инспекции при других министерствах и ведомствах Казахстан, контролирующие рациональное использование недр, леса, вод, рыбных богатств и т.д. Отсюда видно, что виной нашего воздействия, в самом отрицательном отношении, на окружающую среду является не только бесспорная бедность нашего государства, низкая экологическая культура населения, но и отсутствие чёткой координации на государственном уровне работы различных предохранительных структур. Управленческая система природоохранительных органов не может обеспечить необходимую координацию соответствующих организаций. Тем более она не в состоянии наладить взаимодействие с движением защитников природы. В этой ситуации никак не может занять достойное место в правовой охране природы Красная книга Казахстана. Красная книга - основной государственный документ, содержащий обобщённые сведения о современном состоянии животных и растений Казахстана, находящихся под угрозой исчезновения, о мерах по их сохранению и научно-обеспеченному воспроизводству. На примере многолетней борьбы вокруг хвостохранилища Кошкар-Ата могу сделать вывод о слабости экологической экспертизы, проводимой Министерством, трусости его чиновников. А ведь экологическая экспертиза -сильнейшее оружие в руках природоохранительных организаций. Экологическое право находится в Казахстане в самом застойном состоянии. Экологические права человека не защищаются (достаточно поинтересоваться составом воды, которая подаётся нам в дома, кто бы ни приезжал в Актау всегда был поражен качеством питьевой воды). Экологические фонды ничтожны. В силу всего этого экологическая преступность даже не привлекает (за редчайшим случаем) к себе внимание правоохранительных органов. А глава 7 КоАП "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды…" находятся в центре внимания когда в вузах идут зачёты по АП. А ведь глава предусматривает ответственность за такие нарушения как: 1. "Порча сельскохозяйственных и других земель" (ст.55). 2. "Нарушения срока возврата временно занимаемых земель" (ст.56). 3. "Самовольное занятие земельного участка" (ст.56-1). Литература: 1. Конституция Республики Казахстан 2. Кодекс КазССР от 22 марта 1984 года Кодекс об административных правонарушениях (с изменениями на 5 мая 2000 г.) 3. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года N 160-1 Об охране окружающей среды 4. Битяк Ю.П., Зуй В.В. Административное право. Учебное пособие. Х., ООО "Одиссей" ,1999год. 5. Якуба О.М. Административная ответственность К., 1972год. 6. Большой юридический словарь. М., "Инорра. М", |