Сделать стартовой Rambler's Top100 Добавить в избранное
Государственное управление в области окружающей среды и использования природных ресурсов

Главная->База->Экология


Государственное управление в области окружающей среды и использования природных ресурсов.

Об окружающей среде написано и пишут очень много, но это даже не замедляет движение человечества к глобальной катастрофе. К сожалению, в этом марше человечества к своей гибели есть и "вклад" Казахстана (Семипалатинск, Арал, Кошкар-Ата).

К середине 20 века быстрое развитие промышленности, рост городов и другие факторы (совершенствование смертоносного оружия) резко усилили вредное воздействие на природу.

Для предотвращения надвигающейся беды возникают международные организации и проекты (МСОП, "человек и биосфера", "Всемирная стратегия охраны природы" и др.). Казахстан поддерживает эти и другие международные проекты прежде всего серьёзным вкладом своих самых талантливых и разумеется Самых низкооплачиваемых учёных, работающих без серьёзной помощи государства.

Наблюдается своеобразная экологизация науки, т.е. экология стала основой рационального природопользования и охрана живых организмов, вызвала к жизни ряд правовых норм, оказывает влияние на развитие философии, социологии, экономики и т.д. и т. п.

Казахстан имела и продолжает иметь одну из ресурсоёмких экономик и огромное количество экологически "грязных" предприятий. 15июля 1997 года был принят закон Казахстана "Об охране окружающей природной среды". Он содержит 19 глав по регулированию различных направлений, связанных с охраной окружающей природной среды, как неотъемлемого условия экономического и социального развития. Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды. Определяются принципы охраны природной среды: обязательность соблюдения экологических стандартов; гарантирование экологически безопасной среды; экологизацию материального производства; гласность и научность; ответственность за нарушения.

В принятой 30 августа 1995г. Конституции РК записано: "Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам" (ст.38 Конституция РК).

Конечно нельзя сказать, что законодательство Казахстана базируется на положениях Конституции страны, но я думаю, что это со временем изменится.

Статья 5 Закона РК об охране окружающей среды гласит: "Каждый гражданин и лица без гражданства, а также иностранцы, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и мерах по ее улучшению, возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды.".

Непосредственно государственное управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК (Ст.8 Закона РК об охране окружающей среды), которое является главным звеном системы органов центральной исполнительной власти. Министр входит в состав Кабинета Министров Казахстана.

Министерство имеет свой орган управления в областях. В его непосредственном распоряжении находятся кроме управлений в регионах санитарно-эпидемиологические станции, принадлежащие Министерству здравоохранения, отделы и инспекции при других министерствах и ведомствах Казахстан, контролирующие рациональное использование недр, леса, вод, рыбных богатств и т.д. Отсюда видно, что виной нашего воздействия, в самом отрицательном отношении, на окружающую среду является не только бесспорная бедность нашего государства, низкая экологическая культура населения, но и отсутствие чёткой координации на государственном уровне работы различных предохранительных структур. Управленческая система природоохранительных органов не может обеспечить необходимую координацию соответствующих организаций. Тем более она не в состоянии наладить взаимодействие с движением защитников природы.

В этой ситуации никак не может занять достойное место в правовой охране природы Красная книга Казахстана.

Красная книга - основной государственный документ, содержащий обобщённые сведения о современном состоянии животных и растений Казахстана, находящихся под угрозой исчезновения, о мерах по их сохранению и научно-обеспеченному воспроизводству.

На примере многолетней борьбы вокруг хвостохранилища Кошкар-Ата могу сделать вывод о слабости экологической экспертизы, проводимой Министерством, трусости его чиновников.

А ведь экологическая экспертиза -сильнейшее оружие в руках природоохранительных организаций.

Экологическое право находится в Казахстане в самом застойном состоянии. Экологические права человека не защищаются (достаточно поинтересоваться составом воды, которая подаётся нам в дома, кто бы ни приезжал в Актау всегда был поражен качеством питьевой воды). Экологические фонды ничтожны. В силу всего этого экологическая преступность даже не привлекает (за редчайшим случаем) к себе внимание правоохранительных органов. А глава 7 КоАП "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды…" находятся в центре внимания когда в вузах идут зачёты по АП.

А ведь глава предусматривает ответственность за такие нарушения как:

1. "Порча сельскохозяйственных и других земель" (ст.55).

2. "Нарушения срока возврата временно занимаемых земель" (ст.56).

3. "Самовольное занятие земельного участка" (ст.56-1).

Литература:

1. Конституция Республики Казахстан

2. Кодекс КазССР от 22 марта 1984 года Кодекс об административных правонарушениях (с изменениями на 5 мая 2000 г.)

3. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года N 160-1 Об охране окружающей среды

4. Битяк Ю.П., Зуй В.В. Административное право. Учебное пособие. Х., ООО "Одиссей" ,1999год.

5. Якуба О.М. Административная ответственность К., 1972год.

6. Большой юридический словарь. М., "Инорра. М",

Hosted by uCoz